Наша афиша
Главная Репертуар Режиссеры Актеры История Руководство План зала
Новости К нам едет... Видеоматериалы Пресса о театре Архив материалов Архив спектаклей

Шахтинский

драматический

театр

Наш адрес:

teatrplast@

teatrplast.ru

Портал

государственных

услуг

Непростая судьба «Котенка»

 

 

Сказка «Вперед, Котенок!» была написана в 1979 году Андреем Зинчуком по просьбе Олега Карнера, учившегося тогда в ЛГИТМиКе. Говорят, что в то время известный телевизионный режиссер Юлий Карасик, которому случайно попал в руки экземпляр "Котенка", ходил по коридорам Ленинградского телевидения и время от времени восклицал, цитируя одного из героев сказки, а именно - мечтательного "Карасика": "Где мои золотые плавнички?!" В том же году состоялась премьера спектакля в театре-клубе "Суббота" (режиссер Галина Романовская, в роли Котенка выступил Антон Гетьман, будущий директор Петербургской филармонии). Несмотря на то что спектакль оказался на редкость удачным, сыграть его удалось только дважды: руководитель студии Ю. А. Смирнов-Несвицкий предусмотрительно снял "Котенка" из репертуара - времена были очень советские!..

 

Но через год совершенно неожиданно он оказался куплен государством. Выпускающим редактором была С. В. Кузнецова, и автор пьесы был ей очень благодарен за то, что она не побоялась ничего в нем не испортить - пришлось лишь заменить неблагозвучную для советского уха "помойку" на нейтральную "свалку". Через несколько месяцев "Котенок" вышел в ВААПе тиражом аж в 120 экземпляров.

Вскоре, в том же самом 1981 году, "Котенок" был поставлен в театре кукол города Шевченко (месте ссылки великого Кобзаря) режиссером Олегом Карнером, для которого он и был написан. За эту работу театр удостоился диплома 1-й степени на фестивале "Жигер" в Алма-Ате и... одновременно с этим стал "невыездным": его труппу посадили под "домашний арест" - перестали посылать на гастроли в другие города СССР.

 

Но основные приключения пьесы, как оказалось, были впереди...

Третья ее постановка была предпринята тоже в 1981 году в... психо-неврологическом интернате города Москвы, где до этого по странному стечению обстоятельств находился на длительном "излечении" известный правозащитник генерал Петр Григоренко. Идея постановки принадлежала врачу-психиатру Анатолию Шилову, но, опять же, по независящим от автора причинам, поставить удалось только первый акт.

 

В 1989 году была затеяна очередная попытка постановки "Котенка", но уже в качестве мюзикла (композитор Евгения Зарицкая, режиссер Владимир Глазков) в театре "На Поклонной горе".  Спектакль был  сыгран в Доме офицеров, что на Литейном проспекте,  командой "звезд" из театров им. Ленсовета и БДТ. На первом же дневном спектакле произошел скандал: несколько офицерских жен потребовали "немедленного прекращения безобразия", что и было сделано после окончания первого акта этой драмы. За кулисами театра разыгралась еще одна драма: заплаканные актрисы прижимались к белой рубашке автора, и по ней текли потоки туши и грима. Белее снега была композитор Евгения Зарицкая. И все же актеры, собравшись с силами, доиграли спектакль - те, кто присутствовали на втором действии, свидетельствуют, что актеры буквально "расплющили" зал, до того расколовшийся на две половины: тех, кто требовал немедленного прекращения "непотребного" зрелища, и тех, кто с не меньшей настойчивостью требовал его продолжения. Набирала ход перестройка, поэтому победили вторые. Но все-таки администрация Дома офицеров в спешном порядке сняла второй, вечерний спектакль прямо перед носом у пришедших на него зрителей. На улице смешались два потока - первый уходил со спектакля, второй на него не пускали. Поэтому на Литейном образовалась пробка из пары тысяч человек (подтянулись зеваки), и на некоторое время было парализовано движение транспорта. Актеры были напуганы и, кажется, тревожно-счастливы. Автор и композитор, не дожидаясь развития событий, совершенно обессилев, тихо разъехались по домам в настроении, которое одним словом передать затруднительно.

Несмотря на то что многочисленные свидетели происшествия на следующий день звонили директору театра А. Пузыреву с тем, что "это настоящий успех" и "даже самые-самые театральные старожилы не помнят такого эффекта", мюзикл "Вперед, Котенок!" в профессиональных театрах Петербурга никогда больше не игрался.

 

Однако через год после этого «Вперед, Котенок!» совершенно неожиданно на фестивале "Золотая рыбка" был признан "самым добрым спектаклем фестиваля".

 

(по материалам сайта «Петербургские театральные страницы» http://www.newdrama.org/live/live.htm)

 

 

 

Очень непросто коротко сказать, о чем эта пьеса.

Потому что она имеет много уровней восприятия, прочтения и понимания. Для человека моего возраста, чья юность и молодость прошла во времена  социалистического реализма, когда «фига в кармане» была способом существования, а лучшим видом развлечения было вылавливание этой самой фиги из миниатюр Жванецкого или притч Макаревича, «Котенок» – это блестящая сатира на общество, живущее на помойке и не желающее знать и желать чего–то иного.  Я представляю, с каким восторгом воспринималась пьеса в те времена, и как по сарафанному радио ползли слухи о том, что и как там показано.

 

С тех пор прошло три десятка лет.  Изменилось восприятие персонажей и ситуации. И сегодня за теми же образами стоят совершенно иные аллюзии, созвучные нашему времени и нашим сегодняшним реалиям.

И, конечно, это пьеса о любви и дружбе и просто нормальных отношениях, которым, оказывается, тоже надо учиться.

 

18 марта премьера спектакля «Вперед, Котенок! F.R.O.M. YESTERD@Y» состоялась в Шахтинском драматическом театре. Совершенно неожиданной оказалась трактовка сценического вида «помойки», на которой происходит действие. Строгий конструктивизм декорации и технические средства, которыми пользуются актеры, до сих пор на шахтинской сцене не встречались.

 

 

В антракте удалось задать несколько вопросов режиссеру–постановщику Захару Комлеву.

Почему «Котенок»?

Вообще, спектакль у нас называется «From Yesterd@y», но так получилось, что по документам прошел «Котенок», и название поменять не успели. «From Yesterday» переводится как «из вчера», то есть, получается такая же игра слов и понятий, какой является и весь спектакль.

Пьеса написана в конце 70–х. Сегодня она актуальна?

Сами видите… )))

Это первый самостоятельный спектакль?

Да.

Наши поздравления!

Спасибо! ))

Какие планы на будущее?

Если дадут, еще парочку пьес в таком духе поставлю.

Насколько трудно работать со вчерашними партнерами по сцене в качестве режиссера, меняя отношения актер–актер, на режиссер–актер? Есть в этом какие–то сложности?

Никаких сложностей не было. Ребята мне доверились, да и режиссерская работа была напрямую связана с актерской, потому что решения искали мы вместе. Такого, чтобы я пришел и раздавал указания, не было.  Думали, работали над каждой сценой, каждой деталью все вместе. Я был таким же актером, только сидящим в зале и смотрящим со стороны.

Кто придумывал технические решения?

Технические решения наши. Изобреталось и придумывалось всё коллегиально. Вместе фантазировали с  декорацией, выдумывали трюки и работали с альпинистами над полетами.

Из того, что было в замысле первоначально, многое удалось воплотить?

Практически всё. Некоторые решения пришли уже в последний момент, такие как люк в декорации. А всё прочее было задумано изначально.

Тогда еще раз поздравления с премьерой!

Спасибо!))

 

 

Большая часть зрителей на премьерном показе была школьного возраста, и, судя по их бурной реакции, спектакль понравился.

В спектакле занят актерский состав:

Одуванчик                                  – Оксана Ряснова

Котенок                                      – Николай Фомин

Котяра                                        – Алексей Морозов

Муха                                            – Ангелина Ищенко, Татьяна Цуркан

Карасик                                     – Алексей Стальнов

Мотылек                                     – Александр Перевалов

Кастрюля                                  – Надежда Евдокимова

Башмак                                     – Алексей  Сергеев

 

Удачи тебе, «Котенок», на Шахтинской сцене!

 

 

Материал подготовил Сергей ГОРОХОВ